Развитие образования в России
Во все времена, начиная с доисторических, в устном творчестве получали отражение и осмысление окружающая человека жизнь, природная и социальная. В устных преданиях человек искал и находил ответы на вопросы своего времени — от объяснения личной и общественной жизни до регламентации поведения в конкретных ситуациях. В народной педагогике человек находил педагогические идеалы, средства и методы их достижения.
С самого рождения дитя слушало колыбельные песни, затем всевозможные пестушки-потешки. Подрастая, ребенок не только слушал, но и сам рассказывал доступные его возрасту сказки. В играх он подражал взрослым, усваивая их опыт. В устном народном творчестве большое место занимала тема учения, его важности для достижения жизненных успехов и благополучия: «ученье свет, а не ученье - тьма», «корень ученья горек, да плод его сладок», «продай кафтан, да купи буквицу», «красна птица пером, а человек - ученьем». Выраженная в устном слове мудрость равно обращалась и к взрослым: «ученье лучше богатства», «век живи - век учись», «ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает».
Фольклор и в последующее время продолжал выполнять важные педагогические функции, но до появления письменности на Руси он играл несравненно большую роль в воспитании. Он являлся учебником жизни в самом истинном значении этого слова, составляя неотъемлемую часть тогдашнего бытия, с его мудростью и предрассудками, вечными истинами и грубыми заблуждениями.
В дохристианский период проходило становление и формирование способов и средств устного предания, чрезвычайно эффективных для сохранения и приумножения педагогического опыта, его передачи из поколения в поколение. В тот период сложились методы народной педагогики, которые во все последующие времена нередко служили противовесом односторонностям педагогики церковной, педагогики государственной и др.