Развитие образования в России
Характерным явлением для педагогики 20-х годов было внимательное отношение к зарубежному опыту и стремление использовать поиски зарубежных педагогов в советской педагогической практике. Прежде всего это касалось американской педагогики, поскольку выдвинутые ею идеи развития активности и самостоятельности учащихся, умения планировать свой труд (работа по Дальтон-плану) и приобретать знания в ходе выполнения постепенно усложняющихся практических заданий (метод проектов) были созвучны педагогическим воззрениям советских педагогов.
В 20-е годы были переведены на русский язык и изданы работы видных американских педагогов — теоретиков и практиков. Прежде всего одного из основателей теории прагматизма Джона Дьюи, а также известных учителей-новаторов У.Килпатрика, Е.Паркхерста. Кроме того, вышли в свет книги отечественных педагогов, изучавших американский опыт до революции 1917 г. в Америке и активно пропагандировавших его по возвращении в Советскую Россию - А.С. Зеленко, Е.И. Янжул.
В свою очередь, зарубежные педагоги проявляли большой интерес к советскому опыту. Это нашло отражение в посещении Советского Союза делегациями зарубежных учителей из Европы и Америки и отдельными видными педагогами. В 1928 г. в СССР приезжал Джон Дью. Работа советских учителей, в частности, знакомство с системой выдающегося педагога СТ. Шацкого вызвали у него большой интерес, что нашло отражение в его книге «Впечатления о Советской России и революционном мире» (Нью-Йорк, 1929 г.).
Известные советские педагоги принимали участие в международных конференциях за рубежом. В частности, на конгрессах Интернационала работников просвещения, созданного в Париже в 1920 г. и сыгравшего большую роль в пропаганде достижений советской школы и педагогики, выступали с докладами СТ. Шацкий, СП. Пинкевич, М.М. Пис-трак.
Внедрение западных методов и организационных форм в практику советской школы вскоре обнаружило их недостатки: отсутствие систематических знаний, прочных навыков у учащихся, умаление роли учителя.