Развитие образования в России

Итак, с середины XVII и особенно начала XVIII в. православная педагогика лишается своего былого значения. В сущности она оставляется заботам священнослужителей прежде всего для собственного воспроизводства и религиозного воспитания народа. Доминантой российского образования становится государственность. Это не значит, что церковное образование было предоставлено самому себе, оно вполне вписывалось в систему российского государственного образования в целом. Не отрицая значения церковного обучения, государство тем не менее все более подчиняет образование целям прагматическим, заботясь о подготовке нужных для государственного строительства специалистов различных профессий. Оно стремится расширить сферу своего влияния не только путем создания государственных учебных учреждений, но подчинением своему контролю церковного образования, различных форм частного обучения и даже семейного воспитания.

Утилитарное начало государственной системы образования сочеталось с принципом сословности. Содержание образования дифференцируется в соответствии с тем, какое место и роль в государстве отводилась каждому сословию Российской империи. Система образования структурировалась так, чтобы учебные заведения не выводили учащихся из той среды, к которой они принадлежали от рождения.

Государство способствовало развитию образования, даже поощряло создание общественных и частных учебных заведений для имущих сословий — лицеев, пансионов, гимназий и.п. Но это до тех пор, пока не обнаружился тот факт, что образование по мере его развития приобретает стремление к свободе, независимости от государства. В связи с этим государственные чиновники начинают подозрительно относиться к учебным заведениям всякого рода; над ними усиливается административный контроль.

Окончательное падение крепостного права в России в 1860 г. знаменовало собой новый этап расширения сферы образования. Социально-экономическое и культурное развитие к середине XIX в. выдвигает на историческую арену педагогику общественную, которая естественно не отменяла официальную педагогику, культивируемую государством.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  Следующая > В конец >>