Развитие образования в России
Он ввел русский язык вместо латинского и немецкого в число обязательных предметов гимназического образования. Впервые он вводит также изучение химии, астрономии, преподавание философии в старших классах в связи с физикой и естествознанием. В планах М.В. Ломоносова было сделать школьное образование общедоступным путем организации гимназий и народных школ во всех «знатных и малых городах России». В своей научной и практической деятельности М.В. Ломоносов обосновал идеи гуманного просвещения, принципы патриотического, народного и демократического образования, т.е. идеи, которые стали определяющими для всего последующего развития образования в XIX веке.
Нельзя не отметить критического отношения Ломоносова к российскому духовенству. Главным делом духовенства он считал обучение грамоте детей, чтобы они не оставались на улице. С горечью говорил он о том, что у нас «попы - первые пьяницы, с обеда по кабакам ходят и иногда до крови дерутся», что многие из них «чуть столько грамоте знают, сколько там мужичий батрак или коровник умеет».
Ломоносов открыл перспективу развития духовности русского народа вне религии. И во многом благодаря его деятельности светское образование в России оказало благотворное влияние на духовную жизнь россиян.
С середины XVIII в. в России открываются военно-учебные заведения закрытого типа, имевшие целью подготовку молодых дворян к военной службе. Таким был, например, сухопутный кадетский шляхетский корпус. Предназначался он не просто для дворянства, а для дворянства высшего, благородного. Размещался он в царском дворце. Корпус пользовался особым вниманием государственных учреждений и правительства, был прекрасно оборудован. Учебные планы складывались из многих предметов большинство которых были не обязательными, изучение их предоставлялось кадету на выбор, по его личному желанию. Из этого корпуса вышло много деятелей, составивших впоследствии предмет гордости для России.