Развитие образования в России

Со второй половины XIX в. происходит экономическое развитие. Оно вело к изменениям социальной структуры населения. Быстро увеличивалось количество рабочих. В деревне шло расслоение крестьянства на зажиточных и бедных. Старый помещичий класс так же делился на крупных латифундистов и разорившихся, обедневших дворян. Ряды крупной буржуазии пополнялись из среды высших служащих монополий, банков, чиновной бюрократии.

Растущей промышленности нужны были рабочие, техники, специалисты разных профессий. Опыт капиталистической организации труда показывал, что непременным условием интенсификации труда является образование народа во всех его видах.

В 60-е годы ХГХ в. возникает общественно-педагогическое движение. В нем принимали участие люди различных мировоззрений - разночинная интеллигенция, демократически настроенные представители из дворянского сословия. Но их объединяло чувство неудовлетворенности состоянием образования в стране и желание изменить положение дел к лучшему, создать такую школу и систему образования, которая отвечала бы потребностям социально-экономического развития своего времени, а главное - охватывала бы школьным обучением возможно более широкие слои населения, в том числе самое многочисленное сословие - крестьян, путем создания в деревнях и селах элементарных школ. Общественно-педагогическое движение ширилось с каждым десятилетием. В начале XX в. едва ли не каждый профессор высшего учебного заведения, гимназический учитель, образованный родитель оказались вовлеченными в это движение. Оно смыкалось с возникновением политических партий в России. В подавляющем большинстве программных целей партий (а их было множество) имелись разделы с требованиями в области народного образования.

Общественно-педагогическое движение было связано с творчеством выдающихся ученых-педагогов, деятелей культуры Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева (1849-1922) и др. Н.И. Пироговым была разработана концепция духовно-нравственного образования, в центре которой ребенок, подросток, юноша и развитие его способностей. Ученый считал, что в душе ребенка кроется неразгаданная тайна формирования человека вообще. «О, если бы все родители и педагоги по призванию вошли в этот таинственный храм еще девственной души человека! Сколько нового и неразгаданного еще узнали бы они! Как обновились бы, как поумнели бы сами».



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  Следующая > В конец >>