Развитие образования в Турции
С дипломом о среднем образовании в реальной жизни конкурировали: иностранные языки и компьютер. Рынок труда в газетных объявлениях требовал знания как первого, так и второго, часто более, чем диплома о высшем образовании. Как же можно было приобрести столь необходимые знания? Частные школы, в которых преподавание велось на иностранном языке, преуспевали в его преподавании. Родители со средним достатком, которые не могли себе позволить оплачивать обучение детей в частных школах, требовали от министра просвещения открытия нового типа школ - «анатолийской школы», в которой ряд предметов (математика и естественные дисциплины) преподавались на иностранном языке для того, чтобы учащиеся могли его выучить. Затем многие во исполнение принципа «равных возможностей» стали требовать, чтобы все школы стали «анатолийскими» или лицеями. Педагоги, обладающие здравым смыслом, возражали, говоря, что изучение родного языка столь же важно, как и изучение иностранного. Если родной язык заменить иностранным, не будет ли это возвращением в эпоху ыедресе! Имея горький опыт, педагоги не хотели брать на себя ответственность за решение этой проблемы. Все были согласны, что знание, хотя бы одного иностранного языка, важно. Но требуется найти такие методы и способы его преподавания, которые не повредили бы изучению родного турецкого языка. Популярность частных средних школ, дающих знание иностранного, была столь высока, что частные курсы иностранного языка стали крупным бизнесом, приносящим миллионы долларов. Хотя в национальном образовании действовал принцип «равных возможностей», турки полушутливо говорили, что «все в стране равны, но некоторые равны более» (1/5 общества получала 55%, а оставшиеся 4/5 - 45% годового национального продукта). Те, кто мог заплатить за обучение в частных колледжах, в которых преподавался один или два иностранных языка, имел больше шансов выдержать экзамены в высшие учебные заведения, где преподавание велось на иностранном языке и по окончании учебы получал хорошую работу. Это была классическая парадигма «социально-экономического статуса»: происхождение из хорошей семьи - хорошая школа - хорошее образование - успех в жизни.