Развитие образования в Турции

Книги клали на низкие столики. По книгам дети учились читать, по ним повторяли пройденное, по ним зубрили стихи Корана. Некоторые молитвы все же учили на родном, турецком языке. Телесные наказания (девочек били по рукам, мальчиков по ногам) были скорее правилом, чем исключением в жизни школы. В начале дневных занятий обычно учитель говорил детям формулу - «Ваше - тело, но мои - кости!». Это значило, что учитель имеет право наказывать провинившихся любым способом, какой сочтет нужным. В своей книге «Методы обучения» педагог Хусейноглы Али (1453) рекомендовал телесные наказания как эффективный способ исправления непослушных и ленивых детей. Он считал, что «даже диких животных можно обучить чему-либо при помощи хлыста». Быть может, детей султана били и не так часто, как простых детей, но и у них в классе на стене висели розги. Лозунг педагогов был: «Сбережешь розги, потеряешь дитя», который до последнего времени также был популярен и в школах Запада. Немецкий путешественник XVI в. отмечал, что в школах Османской империи наказания не столь жестоки, как в европейских школах его времени. Учителями в приходских школах служили выпускники медресе, подготовленные по специальной программе.

Строителям Османской империи были нужны от школы практические знания в области наук и искусств, а не теоретические рассуждения. Ученые, возвращающиеся из медресе Египта, Ирана, Западной Азии, привозили домой расхожее заблуждение о том, что существует связь между умением рационально рассуждать и глубиной веры человека. Если сказать другими словами, могут ли результаты научных изысканий противоречить устоям веры? В 1478 г. султан Мехмет Победитель задал этот, давно ждущий ответа вопрос, избранной группе мусульманских ученых. После недель размышлений ученые пришли к заключению, человеческий ум, в силу его несовершенства, должен остановиться и отступить перед силой религиозной догмы. Султан согласился с доводами ученых, и их мнение осталось навсегда законом страны. Это было концом для всех научных исследований и рассуждений, которые отступали от ортодоксальной религии. В Османской империи многие молодые и талантливые ученые подверглись гонениям на основании возможной еретичности их взглядов или безбожия.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  Следующая > В конец >>