Развитие образования в Турции
В доисламский период турки считали, что сыновья должны вырасти похожими на отцов, а дочери на матерей, а значит действовало правило «отец воспитывает сына, мать - дочь».
Первые педагогические идеи, возникшие при переходе от воинственного кочевничества орд к мирной жизни земледельцев, были упомянуты в эпосе «Книга моего деда Коркута».
В «Книге» отражаются культурные процессы, происходившие при переходе от доисламского к исламскому обществу, от скотоводства к земледелию.
Двенадцать повествований эпоса, объединенных одним героем, старым Коркутом, были записаны в виде одного текста в XIV или XV веке. Фоном этих историй были отношения огузов со своими соседями: Арменией, Византией, Грузией. Эпос дает представление о верованиях народа, семейной жизни, экономических отношениях и политической организации общества. Главной целью повествований эпоса было защита мира и порядка в стране, единства и самосознания огузов. Герой эпоса, хан Баиндир, глава всех огузских племен, жил севернее Казани. Он никогда не начинал войны, но всегда оказывался победителем. Хан стал первым национальным героем народа. Идеология эпоса опровергала принцип «один против всех», в нем звучали призывы к терпимости, любви, согласию. Общество защищало своих членов от произвола власть имущих. Женщины играли активную роль в жизни общества и пользовались всеобщим уважением.
Огузы ценили не только грубую физическую силу, но и высокие моральные качества. Воин должен был ценить выше своих подвигов подвиги других героев. Такие моральные качества, как благородство, храбрость и любовь к Отечеству, уважение к предкам высоко ценились и передавались от поколения к поколению. Коркут, старый мудрец, воспринимался как наставник не только хана и знати, но и простых людей. Он был непререкаемым авторитетом, легендой, выразителем идей народа. «Благородство дороже богатства» - говорил он. Мудрец учил народ законом чести, совести, веры и уважения к предкам.