Развитие образования в Турции
Надо сказать, что все математические дисциплины считались разделами геометрии, а потому все открытые позже инженерные школы назывались «Дома геометрии», и даже в современной Турции инженеров зовут «геометрами». Программы обучения в медресе, предложенные Газали и Ибн Халдуном, были преданы забвению. Профессора медресе не знали даже, кто такой Евклид. Таким образом новой школе пришлось начинать с чтения, письма и счета, современных языков (французского и английского), математики и морских наук. Двадцать лет спустя, в 1793 г., была открыта первая Военная инженерная школа, в которой преподавали артиллерию, военную инженерию и картографию. Кроме этого, уделялось большое внимание таким дисциплинам, как геометрия, арифметика, физика и география. Программа морских школ была революцией в турецком образовании.
Учащиеся дважды в неделю на полевых занятиях получали практические навыки, применяли полученные теоретические знания. Старшекурсники принимали участие в общественных работах, занимались картографическими съемками. Султан Селим III, напуганный Французской революцией, отчаянно пытался модернизировать армию и государство, но был низложен в результате реакционного переворота в 1807 г.
Греческая диаспора Стамбула получила разрешение властей на открытие в 1805 г. медицинской школы. По не вполне понятным причинам она была закрыта в 1812 г. Первая Государственная школа медицины и городской хирургии открылась в 1827 г. В течение четырех лет в ней изучались: арабский, турецкий, французский языки, грамматика, диктовка, письмо, названия растений и лекарств (турецкие и арабские), религия (факультативно), анатомия и введение в медицинские науки, практическая хирургия.
Французский был языком преподавания в Медицинской школе, на турецком преподавали в Хирургической школе. Улемы (мусульманские ученые) яростно сопротивлялись любым реформаторским попыткам Османского правящего дома. Это жесткое сопротивление исламского духовенства продолжалось и в эпоху реформ (Танзимат), и в республиканской Турции вплоть до сегодняшнего дня.