Развитие образования в Турции
Образование в республике, имея в виду начальную и среднюю школы, достигло значительных результатов. Число начальных школ удвоилось, средних стало в 17 раз больше.
Число учеников начальных школ увеличилось в 5 раз, число школьниц росло в четыре раза быстрее, чем мальчиков. В 1990 г. отношение числа девочек и мальчиков в школе практически стало равно единице.
В средней школе рост числа учеников еще более значительный: в 18 раз. При этом мальчиков в 15, девочек в 26 раз больше по сравнению с натуральным приростом населения.
Число учителей начальных школ выросло в 4.6 раз, число женщин учителей росло в четыре раза быстрее, чем мужчин. В средних школах число учителей выросло в 10 раз, и здесь число женщин учителей росло быстрее.
Соотношение полов в школе, как среди учеников, так и среди учителей: в 1920 г. - между 1/4 и 1/3; в 1990 г. - две девочки на три мальчика и две учительницы на два учителя.
Если считать подобное соотношение полов в школе «мерой секуля-ризма» или светскости в государстве и обществе, то цифры говорят о том, что в Турции достигнут значительный прогресс в этом направлении за последние 70 лет.
При стремительном росте числа школ, учеников и учителей необходимо было сохранить качество образования. В школах училось значительно больше детей, чем когда-либо раньше. Пришлось вводить две или три смены, уменьшать количество учебных часов на половину или две трети. Это помогло отчасти решить проблему «где учить», но встала проблема, - «кому учить», а именно, проблема достаточного количества квалифицированных учителей.