Развитие образования в Турции
Госслужащие получали образование в 4-летней школе государственного администрирования (Милкийя), открытой в 1859 г. Первые выпускники этой школы стали учителями в Идадиийя, открытых после 1873 г. В 1867 г. начала свою работу Гражданская медицинская школа (Военная медицинская школа была открыта в 1834 г.). В этой школе царила такая атмосфера, что помимо хороших профессионалов из нее вышли будущие революционеры, составившие затем ядро Молодой Турции.
Один из ведущих деятелей Танзимат Зийя Паша (1825-1880), переводчик книги Ж. Ж. Руссо «Эмиль», служил постоянной мишенью для нападок консервативной медресе. Ебуззийя Тевфик (1848-1913), Али Суави (1839-1878) - ученые и публицисты внесли большой вклад в реформы Танзимат.
В результате реформ Танзимат была создана современная школьная система, состоящая из нескольких трехгодичных видов учебных заведений: приходская школа, Рушдийя, Идадийя и Султанийя, педагогический колледж, университет. Однако за редким исключением эти заведения находились в Стамбуле. Спустя поколение после начала реформ лишь чуть более 20% школ империи работали по современным программам, в то время как более 70% продолжали оставаться во мраке традиций медресе. В эпоху Танзимат, несмотря на препятствия, удалось создать, работающие в традициях Европы рушдийя и идадийя и подготовить педагогов для них. Хотя Университет не выполнил возлагавшихся на него задач, профессиональные школы заполнили существовавший вакуум. В эпоху реформ в преподавание были успешно введены: письмо, математика, история, география и некоторые естественнонаучные дисциплины; современные средства обучения в классе; преподавание родного (турецкого) языка и современного европейского (французского).
Быть может, введение турецкого языка как языка преподавания являлось наибольшим достижением. Османы творили историю, но не удосуживались написать ее. Османские учебники по истории были простым набором фактов, расположенных в хронологическом порядке. Танзимат принес новое понимание истории, необходимость аргументированного ответа на вопросы: «Кто мы? Что мы делаем?» и научный подход к историческим событиям.