Развитие образования в Турции
• Переходи от простых примеров к общим правилам, т.е. применяй чаще индукцию, чем дедукцию;
• Заучивай ежедневно примеры, стихи, изречения;
• Познавай культуру народа посредством его языка;
• Неустанно повторяй пройденное для эффективности процесса обучения.
Следуя своим же советам автор многократно издавал и перерабатывал свой словарь.
В XI в. тюрки-огузы завоевали ряд стран, а именно, большую часть Ирана, Азербайджана, Курдистана, часть Средней Азии, Иран, Малую Азию, Армению. Они известны под названием турков-сельджуков по имени их предводителя Сельджука. Государство сельджуков отличалось особым вниманием к проблемам образования, к искусствам и к наукам. Здесь были созданы системы формального и неформального образования. Правители государства сельджуков придавали большое значение знаниям, полученным из медресе (арабское Мадраса, от дарса - изучать), - так назывались мусульманские учебные заведения для подготовки служителей культа, учителей мектебов (начальных мусульманских школ) и служащих государственного аппарата.
В те времена было популярно изречение:
Истинный ученый может не кланяться или подчиняться эмиру, Но истинный эмир всегда должен выслушать совет ученого.
Первое медресе было открыто в 1040 г. в городе Нишапуре, а вскоре медресе были созданы во всех больших городах страны. На них были возложены следующие функции: защита истинной веры от политического влияния; подготовка государственных служащих; подготовка мусульманских педагогов (мулл, или духовенства); руководство народным образованием во вновь завоеванных землях; отбор талантливых людей для государственной службы среди бедных слоев населения; стимулирование интереса государственных деятелей к наукам.