Развитие образования в Турции
15. Проекты, прошедшие проверку в Стамбуле, распространять по всей стране.
Школы Султанийя (соответствующие западным лицеям) должны были быть открыты только в нескольких важных крупных городах. Они были задуманы как 6-летнее среднее учебное заведение, следующее за Рушдийя. Первые три года обучения (Ади - начальная ступень) преподавание велось по программам идадийя. В последующие три года (Али -вторая ступень) вводились две специализации, из которых учащийся мог выбирать: Наука и Литература.
Университет, о котором говорилось в ордонансе 1869 г., открылся в 1870 г. под умелым руководством Ходжа Ташин Эфенди. Его деятельность вызвала остро негативную реакцию приверженцев образования в медресе. Университет закрылся в 1873 г., имея менее ста студентов. Год спустя, в 1874 г., снова попытались открыть университет, но на этот раз в безопасном отдалении от консервативной медресе, располагавшейся в районе Фатих. Его открыли в зданиях Султанийя Галатасарай, в районе Пера за Золотым рогом. В соответствии с Ордонансом в нем было три факультета или колледжа: наук и искусств; юридический; факультет естественных наук и математики.
Такие смелые для своего времени шаги были предприняты в эпоху Танзимат. Но наиболее важные изменения произошли в профессионально-техническом и специальном образовании. В 1857 г. открыли свои двери сельскохозяйственная школа и школа лесного хозяйства, а в 1874 г. для подготовки горных инженеров была открыта Горная школа. В 1863 г. начали работу трехлетняя школа для подготовки работников судов и первая школа переводчиков с современных иностранных языков. В период между 1864 и 1868 гг. губернатор Европейской Румелии открыл несколько интернатов для малолетних правонарушителей. Кроме обучения чтению трехбуквенных слов, дети получали навыки в традиционных искусствах и ремеслах. Он также был первым, кто открыл профессиональные училища для девочек. Для детей моложе 13 лет в Стамбуле начал работать интернат индустриальных искусств и ремесел с пятилетней программой обучения. Выпускники получали диплом подмастерья, помощника мастера и мастера металлоработ, сборочных работ и машиностроения. В 1864 и 1869 гг. открылись профессиональные училища для девочек, чтобы обеспечить кадрами текстильную промышленность.