Развитие образования в Турции
Это не был возврат к приходской школе, где в основном читали Коран, но программа была сильно пропитана духом ислама. В том же году (1904) историк Юсуф Аксура, выходец из Казани (Россия), в своей работе «Три политики)}, опубликованной в Египте, пришел к выводу, что османизм реформаторов потерпел поражение просто потому, что страстное стремление к независимости христиан, подданных империи, убедил государственных деятелей Османской империи в том, что христиане и мусульмане империи не могут более жить в мире друг с другом. Политика исламизма, которой следовал султан, была хоть и трудно реализуема, но не невозможна. Эта политика предполагала, что единственным путем для османских турков является туркизм.
В 1905 г. молодой выпускник военного колледжа капитан Мустафа Кемаль, который по всей видимости был знаком с работой «Три политики» и знал, чем завершилось движение за светское государство во Франции, сказал своим друзьям: Пришло время, и именно это мы совершим. Вскоре после свержения султана движение младотурков разделилось на два лагеря: османистов и исламистов. В 1911 г. открылась первая женская Идадийя, а два года спустя первая женская Султанийя. Устав для первого Османского университета был опубликован в 1919 г. Так случилось, что это дата совпала с концом 600-летней империи и началом войны за турецкую независимость.
В период когда пала Империя и родилась Республика, грамотными были всего 10% мужчин и менее 1 % женщин. Трое из четырех жителей страны проживали в деревушках в условиях каменного века. Со всей остротой встал вопрос о просвещении и образовании нации.
В 1920 г. в Анкаре собралась Первая Ассамблея представителей, на которой Мустафа Кемаль Паша, лидер националистического движения, прозванный Ататюрком (отцом турок), провозгласил лозунг: Суверенитет принадлежит народу! Провозглашение Республики стало началом турецкой революции. Движущей идеей революции было спасение колонизированных, измученных войной сельских жителей, создание государства новых турков, нового турецкого общества и новой турецкой культуры, для устранения угрозы уничтожения народа. Как же можно было примирить культурное (исламское) наследие с революционными идеями республики?