Развитие образования в Турции
После 35 лет власти республиканцев мы не стали ни современным
государством, ни индустриальным;
секуляризм не является непременным условием модернизации;
нет конфликта между наукой и религией;
не существовало цивилизации без религиозных основ;
у турецкой революции не было программной книги, а у республиканцев не было веры;
революции, совершенные сверху, лишены народной поддержки;
турецкая революция не есть творение одного человека (Ататюрка). Это был манифест народного (мусульманского) восстания против секуляризма в Турции. Сказано четко, понятно, но несправедливо. По нашему мнению, кроме Японии, быть может, ни одна нация не смогла, начав с руин, провести индустриализацию за одно или два поколения. Главным вопросом стоявшим перед революцией была не идеология, а выживание. Для Ататюрка лучшей защитой от западного империализма была сама западная цивилизация. Всегда существовал нерешаемый конфликт между религией, основанной на догме и вере, и научным знанием, основанным на сомнении и опыте.
Причины исламского сопротивления состояли в следующем. Хотя турецкий секуляризм и гарантировал свободу веры, совести и убеждений, открытое отлучение ислама со всеми его институтами от мощной государственной машины было для него большим ударом, а, может, и оскорблением. Ислам без государства, всегда стоящего за его спиной, без финансирования просто не мог существовать. Турецкий ислам, как и везде в мире, пытался вернуть себе ту власть, которой он пользовался до падения Османской империи. Исламисты как демократические представители народа теперь заседали в парламенте, который провозгласил: «Суверенитет принадлежит народу». Так началось «демократическое» возрождение ислама.