Развитие образования в Турции
В период республиканского правления в Турции жило и работало много государственных деятелей, политиков, педагогов, которые с большим энтузиазмом служили стране на ее пути от империи к современному государству. Первым среди них надо назвать Ататюрка как непревзойденного лидера и учителя нации. После его смерти преподаватель философии, ставший просветителем, Хасан Али Юсель, в должности министра просвещения в течение десятилетия играл выдающуюся роль на ниве образования. Мобилизация сил на борьбу с неграмотностью, развитие программ подготовки учителей всех уровней, образование для взрослых и неформальные образовательные проекты (как, например, создание собрания мировых шедевров литературы), придание автономии высшим учебным заведениям создало образ легендарного министра просвещения и «национального героя народного образования». Он произнес слова, известные с незапамятных времен: «Познай самого себя». Он говорил нации и каждому гражданину: «Важно знать, кто вы такие». В учебном 1940-1941 году на классических отделениях некоторых лицеев был введен факультатив - пять часов латинского языка. Но в результате политического давления в 1949 г. преподавание латыни было прекращено. В результате небывалого роста демократической оппозиции министр Юсель должен был уступить в 1946 г. своим консервативным коллегам.
В 1947 г. ряд парламентариев предложил ввести религиозные курсы как противовес и превентивную меру перед угрозой распространения коммунистических идей. В 1949 г. представители Республиканской партии решили, что родители школьников должны сами решать, нуждаются ли их дети в таких курсах, что религия может преподаваться лишь в IV и V классе средней школы и что Министерство образования может снова открывать курсы имам-хатыбов.
После победы на выборах к власти в мае 1950 г. пришла Демократическая партия, пользующаяся поддержкой исламской (сунно-ортодоксальной) реакции, выступающей против секуляризации и аграрного большинства. В июне 1950 г. демократическое большинство отменило статью закона, запрещающую призывать с минарета к молитве на арабском языке. В ноябре этого же года в школьную программу были вновь включены религиозные предметы.