Развитие образования в Турции
Школы с каждым годом становились все более переполненными. Учились в них в две, три смены. Деревенская обстановка, уменьшающееся количество учебных часов и непрофессиональные учителя - все это привело к быстрому падению качества образования. С проблемами такого масштаба не могли справиться ни правительство, ни муниципальные власти. Не спасали положения промышленные проекты, для реализации которых обычно выбирали развитые города. Поскольку центральные и местные власти расписались в своем бессилии, новые городские поселения стали решать свои проблемы самостоятельно. В экономическом плане это был анахроничный дикий капитализм.
Почти все были согласны с тем, что проблемы, ставшие перед страной, могут быть решены только при помощи просвещения, т.е. Министерством образования. Поэтому от министров образования ожидали чего-то, похожего на чудеса. Народ верил им, и они не могли лишать народ надежды. То, что отношение сельского населения к городскому в 1950 г. было 70/30, а в 2000 г. должно стать 30/70 показывает грандиозность социально-экономической проблемы, которую приходится решать. В теориях модернизации эта проблема известна как проблема «демографического переходного периода», перехода от села к городу, от сельского общества к индустриальному, или, другими словами, от модели общества с большой рождаемостью и смертностью - к обществу с низкими значениями этих показателей. В этом случае в обществе сначала наблюдается взрывной рост населения, затем этот показатель замедляется и потом стабилизируется. В Европе этот переходный процесс начался около 1650 г. и продолжался 300 лет (1650-1950). Падение показателя ежегодного роста населения с 2,5% до 1,5% показывает, что Турция переходный период прошла за 50 лет. Это в несколько раз быстрее, чем в Европе, а значит и проблемы, стоящие перед образованием, в несколько раз острее.
С 20-ых годов до 90-ых гг. нашего столетия население страны выросло почти в 5 раз от 12 до 60 миллионов.
При этом нужно отметить несколько тенденций в образовании: