Развитие образования в Турции
В этих школах из новобранцев готовили солдат для профессиональной гвардии. Уникальный эксперимент по насильственной транскультуризации был успешен. Многие государственные деятели, в руках которых была судьба империи стали продуктом этого процесса. Надо сказать, что существовала тесная связь между процессом отбора, школой и результатом обучения - янычарами.
Каждые три-пять лет рекрутиры султана отправлялись на поиски новых талантливых кандидатов в янычары. Они искали здоровых, сильных и красивых мальчиков в возрасте от восьми до двадцати лет. Отбиралось до 3000 мальчиков, но только по одному из сорока христианских семей, проживающих в Румелии. Сироты, единственные сыновья и уже женившиеся были исключены из отбора. Также не брали армян, евреев, русских, детей пастухов и турок.
Рекрутов привозили в Стамбул, подвергали обрезанию и обучали основам ислама. Далее мальчиков раздавали в турецкие семьи, где они проводили от трех до пяти лет, обучаясь языку, культуре и традициям. После этого их записывали в одну из семи школ в Стамбуле, где они получали первичные военные знания и навыки, находясь там совместно с военнопленными, которые составляли одну пятую от общего количества учащихся. В соответствии с законом и традициями у учеников был статус военнопленных. Выдержавшие экзамен посылались в школу Эндерун, расположенную во дворце султана. Не выдержавшие экзамен становились простыми солдатами регулярных, профессиональных янычарских частей.
Поступившие в школу обучались в различных службах султана, изучали естественные науки и ислам, совершенствовали свою физическую форму, приобретали профессиональные навыки или обучались какому-либо искусству.
Учащиеся школы Эндерун получали теоретические (академические) знания. Кроме дисциплин из курса медресе, им преподавались турецкий и персидский языки, литература, история и математика. Содержание курсов и состав преподавателей позволяет предположить, что в Эндеруне учащиеся получали гуманитарное образование значительно лучшее по качеству, чем в медресе.