Развитие образования в Турции
Многие из идей, впервые озвученных в ордонансе 1869 г. вдохновили реформы в последующие годы. Большим препятствием для реформаторов был тот факт, что хотя и существовало Министерство общего образования, медресе, военные, частные профессиональные школы принадлежали различным министерствам, между которыми не было должной кооперации и координации усилий.
Одним из политических результатов Танзимат было принятие в 1876 г. первой Конституции Оттоманской империи. Это был, однако, кратковременный и мало оцененный эксперимент. Абдульхамит Второй, пользуясь властью, данной ему как султану конституцией, на неопределенное время распустил парламент, который собрался вновь лишь в "1908 г.
Время, прошедшее между двумя этими событиями, известно под названием «абсолютная монархия». Целью образовательных усилий Танзимат было создание Османской нации из многочисленных народов, населявших империю. Быть может, более реалистически настроенный султан придерживался другой политики - политики создания мусульманской нации. Поэтому и были заменены программы Танзимат, основанные на позитивизме и естественной истории. Большое внимание уделялось техническим и профессиональным учебным заведениям. И хотя частные школы и колледжи продолжали существовать, средние школы, учебные программы, книги и пресса попали под строгую цензуру дворца. Образовательный Альманах издавался Министерством общего образования. Под давлением лобби медресе в школах были увеличены часы, отведенные на преподавание религии. В 1880 г. была открыта первая юридическая школа. В 1885 г. открыла свои двери первая идадийя вне Стамбула. В 1891 г. училища, готовившие учителей для начальных и средних школ, были объединены в Педагогический Колледж. Великий визирь счел в 1890 г., что открытие светского университета не станет угрозой трону и университет был открыт (в четвертый раз) в 1890 г. При министре образования Хашим Паше в 1904 г. была радикально пересмотрена программа трехлетней начальной школы.