Развитие образования в Турции
Отражающие их интересы политические деятели в Турции заявили, что добровольные бойцы армии возрождения ислама проводят свои тренировки на территории школ имам-хатыбов. Радикальные исламисты верят, что человека с Богом может соединить только Ислам. Они призывают даже к войне (джихаду) против всех, кто стремится создать или сократить светское государство, так как, по их мнению, такие люди не мусульмане.
Многие турки обеспокоены активностью мусульманских фанатиков, усматривая в ней преддверие событий, некогда происшедших в Иране и Алжире.
Группа интеллектуалов, называющих себя «Айдинлар Очаги» («Очаг света»), опубликовали в 1973 г. работу «Проблемы Турции: точка зрения интеллектуалов». В ней они говорили не только о проблемах, стоящих перед страной, но и путях их решения. Работа не вызвала большого интереса в обществе. Однако кто-то принял ее всерьез и написал ответ на эту работу - «Планы по проблеме национальной культуры» (1983). Эта книга, была использована как основа для полуофициального документа «Политика в области национальной культуры». В период 1984-1989 гг. этот план стал известен как «тюрко-исламский синтез», термин «синтез» фактически скрывал призыв к реставрации ислама. Обосновывалось это двумя положениями: существует неистребимое основание национальной культуры; это основание - ислам. В соответствии с планом все проявления культуры: образование, языкознание, наука, эстетика и идеология, - а также общественные институты, занимающиеся этими разделами культурной жизни страны, должны сверяться с учением ислама. Позже оказалось, что политические силы, взявшие на вооружение этот план, не вполне ясно представляли скрытый смысл, заложенный в него между строк. В результате в течение декады (1986-1996) Турецкая республика, с одной стороны стремилась стать членом Европейского союза, с другой стороны, постоянно дрейфовала в сторону политического ислама.