Развитие образования в Турции
После 1550 г., в разгар правления Сулеймана Великолепного, медресе постепенно приходили в упадок, впрочем, как и само государство. Ученые, такие, как Кохи Бег (1631) и Катип Челеби (1656) предлагали программы реформирования образования, но безуспешно. Медресе не могли избежать своей грустной судьбы.
Несмотря на серьезные недостатки в учебных планах (отсутствие естественнонаучных дисциплин, консерватизм и обскурантизм), система образования в медресе до 1600 г. имела ряд достоинств. К ним можно отнести высокий уровень академической жизни и условий обучения; благоприятные условия проживания, бесплатное питание для обучающихся; и, наконец, особую атмосферу, царившую здесь; студенты охотно принимали участие в общественно полезных акциях.
Кроме уже упомянутого Гусейноглы Али, написавшего «Методы обучения», необходимо упомянуть еще трех ученых, внесших большой вклад в теорию османского образования: Кинализаде Али (1510-1572), Катип Челеби (1609-1656) и Ибрагим Мутеферрика (1674-1745). Написанная Кинализаде в 1564 г. в Сирии книга состояла из трех частей: практическая этика, этика семейных отношений (домашнее образование), политика. Говоря об этике в семье, Кинализаде указывал на важность уравновешенности и доброжелательства в отношениях родителей к детям. Говоря о политике, он выделял два понятия: добродетель и коррумпированность. Выполнение воли Всевышнего, поддержание порядка - задача справедливого и благожелательного правителя, стремящегося к благу своего народа. Глава государства должен: относиться ко всем подданным одинаково; распределять справедливо; никогда не принимать подарков или взяток; избегать решений, принятых поспешно или во гневе.
Идеальная модель государства Кинализаде, по всей видимости, отражает идеи неоплатоника Фараби и его «Идеального города» и во многом заимствована из аристотелевской «Политики». Каким-то образом ему удалось избежать преследований клерикалов за свои взгляды.