Развитие образования в Турции
В это же время было введено совместное обучение в начальных школах. В одной из своих речей Кемаль заявил, что «знание — наиболее надежный компас в жизни». Впервые со времен Газали прозвучал вызов принципу верховенства исламских догм над наукой. Годы спустя, эти слова были выбиты на стене Университета в Анкаре. В 1924 г. педагог Джон Дьюи предложил Министерству образования внедрить в школьную практику принцип: «Школа на каждом рабочем месте, рабочие места в каждой школе». Это звучало убедительно, но школ и рабочих мест было не так много в стране. Прежде чем этот принцип начал реализовываться турецкими педагогами, прошло 15 лет. В 1925 г. все мистические, эзотерические ассоциации, религиозные объединения были распущены.
За два года народное образование на всех уровнях стало бесплатным. В речи Кемаля перед Национальной Ассамблеей в 1927 г. впервые публично прозвучало слово секуляризм. К этому времени были заложены юридические основания секуляризации, многое было сделано без привлечения внимания общества. В 1928 г. был введен латинский алфавит. Были открыты народные школы или курсы по обучению нации новому алфавиту. В них обучались также и школьные учителя. Закон требовал обязательного посещения турецкой начальной школы. Призыв к молитве впервые зазвучал не на арабском, а на турецком языке, впервые на службе в мечети стали читать Коран на турецком.
Из Конституции было убрано положение о том, что «государственной религией является ислам». Вскоре принцип секуляризма был закреплен в уставе Республиканской Народной партии, а турецкий националист Аксура был избран президентом недавно образованного Исторического общества (ТНК). Турецкое Лингвистическое общество возрождало забытый язык. В 1931 г. открыли свои двери народные дома и народные палаты. В них обучали родителей учеников Республиканских школ. Эти центры играли объединяющую роль в обществе. Факультет теологии был закрыт, так как на него записывалось недостаточное количество студентов. В 1933 г. в десятую годовщину основания Республики, полуавтономный Стамбульский университет был реорганизован при помощи ряда ученых, вынужденных уехать из нацистской Германии, и перешел в подчинение министерства образования. В 1934 г. в стране были отменены почетные и наследные звания, как исламские, так и светские. Нация взрослела и была горда достигнутым.