Развитие образования в Турции
Другим источником сведений о раннем периоде истории образования турок, отражающим исламское влияние, была книга под названием «Этика счастья», написанная Юсуфом Хае Хаджибом в 1069 г. в виде дидактических диалогов между ханом, олицетворявшим справедливость и тремя его подданными, олицетворявшими мудрость, рациональность, сдержанность. Знание в книге провозглашалось высшим благом, а добропорядочность - лучшим мотивом поведения. Достойным членом общества провозглашался образованный человек. Родителям отводилась важная роль в воспитании и образовании детей. Приведем пример поучений из этой книги:
Воспитывай своих детей сам.
Не доверяй этого никому.
Не позволяй им блуждать, ибо они могут зайти далеко.
Дай им знания.
Обучи морали для того, чтобы они были счастливы в обоих мирах.
Найди хорошую жену сыну,
А лучше было бы, если бы дочь вовсе не родилась у тебя.
В последних строках выражено предубеждение против женщин. Это либо позиция автора, либо проявление отношения презрительного отношения к женщине, характерного для недавно принятого турками ислама. Такая позиция отличается от идей, заложенных в книге о Коркуте.
Другой книгой, имеющей педагогическое значение был «Энциклопедический словарь тюркских наречий», написанный Махмутом из Кашгара в Багдаде в 1072-1074 гг. Целью автора было познакомить арабо-язычный мир с тюркскими наречиями. Как и в выше упомянутых книгах, в ней не было и следа формального или схоластического подхода к обучению. Здесь можно найти наставления о воспитании маленьких детей при помощи неформальных средств, например, указание на важность соблюдения правил гигиены, советы матерям петь ласковые колыбельные песни перед сном детям, советы о правильном уходе за младенцами, о методах воспитания непослушных детей, например, посредством запугивания «злыми духами». Приведены описания игр, дающих детям возможность запомнить названия животных и растений, окружающих их. По мнению автора словаря, слово «этика» в названии книги, означает «знание, философия, мудрость». Словарь раскрывает смысл тюркских пословиц и изречений: «знание необходимо при управлении государством, слушай мудрых и поступай, как они говорят» и т.п. Здесь изложена и методика для успешного обучения турецкому языку: