Развитие образования в Турции
Мусульмане на пятничных молитвах в мечетях проводили демонстрации протеста против правительства, президента, поддерживаемых вооруженными силами.
В 1997 году вооруженные силы стали на защиту светского образования. Этим они сказали «нет» неконституционным попыткам ввести два потока в систему образования. В этом факте нет ничего удивительного, так как турецкая армия всегда первой воспринимала новшества в образование. Турецкая армия, стоящая на страже светского государства, сделала первый шаг, предоставив остальную работу «гражданским силам» в обществе. В обществе возникла этическая проблема: сколько демократических свобод можно оставить тем силам, которые ставят перед собой цзль уничтожить парламентскую демократию. Если светские партии проявляли терпимость к позиции исламистов, то теперь последние в свою очередь должны научиться проявлять уважение к светской республике.
Для того, чтобы предсказать будущее, нам не потребуется магический кристалл. У Турции хорошие перспективы. Социально-экономические и демографические показатели произошедших в стране перемен говорят о том, что, несмотря на преграды, страна движется по пути прогресса. Если она будет продолжать двигаться по этому пути без гражданских потрясений, это и будет ее вклад в мировую историю. Все нации, пережившие революцию, такие, как Россия, Испания, Иран, Алжир, после нее стали аренами гражданских войн. У Турции есть все возможности нарушить эту историческую закономерность. Турки обычно искали решения стоящих перед ними социальных проблем в области школьного образования; теперь же появилась возможность найти решения некоторых проблем вне школы - в обществе, при содействии общества. Турция ожидает от Министерства просвещения проведения давно назревших реформ. Но разбухшему бюрократическому министерству с его 40 департаментами это не под силу. Для того, чтобы свести разные типы (около 70) лицеев к трем типам, желательно оставить в министерстве хотя бы пять-шесть департаментов.
Это и объясняет значение заголовка раздела: «От схоластического образования к социальной школе», непрерывное обучение после школы в течение всей жизни.