Развитие образования в Турции
В стране с развивающейся экономикой, с растущей инфляцией, низкий общественный статус учителей определялся низкой оплатой их труда. Практически каждый согласный учить за мизерную зарплату мог стать учителем. Подчиняясь действию закона спроса и предложения, хорошие учителя переезжали из деревни в город, из маленьких городов в большие, из государственных в частные школы, из бедных районов в богатые. Частные репетиторские фирмы, готовившие для поступления в средние школы и университеты, щедро предоставляли места для лучших учителей. Ученик из обычной государственной школы вряд мог назвать преподавателя, на которого он хотел бы быть похожим и кого мог считать своим учителем жизни. Происходила негативная селекция: отличники не хотели после окончания школы становиться учителями. Лишь неуспевающие могли выбрать эту профессию потому, что не годились для других занятий.
Открытие новых школ, пусть и с мизерным бюджетом, оставляло старые школы без средств на содержание, ремонт и обновление. В классах, рассчитанных на 30-40 учеников, училось 80-90 человек. Учебных средств и оборудования не хватало; такое же положение было и со школьными лабораториями. Чаще всего в школьных библиотеках, открытых только в учебное время, был лишь минимально необходимый набор книг по предметам. Школьные учебники, писавшиеся раз в несколько лет по программам министерства, были изданы весьма дешево и непритязательно. Издание учебников было большим бизнесом, однако, результатом была продукция низкого качества.
Но политики, обещающие народу новые школы, чиновники министерства, открывающие школы всех уровней, действующие по принципу: «Один директор школы - одно чиновничье место», не считали положение с образованием вызывающим беспокойство. Напротив, общество и средства массовой информации видели, что качество общего образования стремительно падает. Люди помнили старую пословицу: «Начинайте поход, караван в движении выстроится правильно», что означало: -качество может подождать, все станет потом хорошо.