Развитие образования в Турции
Вскоре после завоевания Константинополя султан превратил восемь церквей города, включая знаменитую Святую Софию, в медресе. А в период 1463-1471 гг. построил новый комплекс, известный сегодня под именем Фатих Куллия, состоящий из центральной мечети, окруженной несколькими медресе, начальной школой, госпиталем, библиотекой, банями, гостиницами и общественной кухней. О программе обучения ныне судить довольно трудно, однако предположительно вначале преподавались некоторые естественнонаучные дисциплины, такие как математика и медицина, которые потом прекратили преподавать из-за боязни несоответствия их содержания ортодоксальному исламу.
Подражая своему предшественнику, султан Сулейман Великолепный (XVI в.) построил свою Сулейманийя Куллия, комплекс которой состоял из нескольких школ и колледжей, гостиниц и служб, расположенных вокруг площади мечетей. Этот комплекс считался гордостью государства. Из текста дипломов, денег, которые платили профессорам, становится ясно, что Османские медресе, включая те, которые султаны дополнительно основали и назвали в свою честь, были предназначены главным образом для утверждения ислама. Обучение в медресе длилось от одного до двух лет, но при необходимости могло продолжаться и дольше.
Языком обучения на всех уровнях и во всех школах был арабский. Это привело в конечном счете к тому, что общество было разделено на грамотных (улема, т.е. знавших арабский) и неграмотных (юхела, говоривших только на турецком). У тех, кто знал только родной язык, был невысокий общественный статус. Существовало три факультета или специализации:
Религия или право (углубленное знание ислама). Программа включала в себя изучение тафсира (толкований текста Корана); хадисов (рассказов о поступках и высказываниях Мухаммада и его сподвижников, истинности их происхождения); фикха (исламского права); Калама (теологии ислама, дающей рациональное толкование религиозных догматов);