Развитие образования в Турции
Катип Челеби, ученый-самоучка, взгляды которого далеко опережали его время, был одиноким борцом за Возрождение и Просвещение в Османской империи. Среди десятков написанных им книг выделяется энциклопедический, аннотированный словарь на 15 000 слов. Он указал на различия между рациональной политикой и шариатом. Сам Челеби был сторонником светского государства, однако тщательно избегал столкновений с духовенством. Он также указал на важность обучения чтению, письму, арифметике, естественной истории и необходимость проводить обучение по первоисточникам. Челеби напомнил читателям о золотом правиле Аристотеля: умеренность и компромисс лучше, чем конфликт противоположностей. Он критиковал прикладные науки, преподаваемые в медресе, особенно изучение арабского языка. При изучении философии необходимо следить за тем, чтобы не выйти за границы, указанные исламом. Каждый должен помнить поучение Сократа «Познай самого себя» и помнить о Боге. В процессе обучения и изучения необходимо быть последовательным, одно должно вытекать логически из другого. Опередив свое время, Челеби говорит о «пирамиде знаний».
Ибрагим Мутеферрика был венгерский военнопленный, униат, перешедший в ислам. В 1727 г. он установил первый книгопечатный станок в Турции и приступил к изданию книг. Хотя печатный станок появился у евреев в 1492 г., армян-григориан в 1567, православных в 1627, мусульмане были долгое время лишены преимуществ книгопечатания. Мутеферрика справедливо полагал, что обскурантизм является главной причиной застоя и после поражения под Веной (1689) наступило время для обновления турецкого общества. Эти идеи он выразил в своей знаменитой книге «Эпоха тюльпана». Он впервые напечатал турецко-арабский словарь и учебники по естественным и общественным наукам для студентов медресе. За первые сто лет книгопечатания было издано около 180 книг.
Параллельно с медресе, в которых готовили ученых и государственных служащих в соответствии с требованиями исламской традиции, в Османской империи были и другие, уникальные виды обучения. Это так называемые школы Эндерун для подготовки и воспитания янычар (новобранцев), которых вначале рекрутировали из специально отобранных христианских семей.