Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Во-вторых, молчаливо считается, что т к. на сегодня оба пола равны, то проблема «двойных стандартов» исчезает в современной жизни и не требует поэтому изучения в наследии прошлого. В-третьих, поскольку женщины-педагоги чаще концентрировали свое внимание на проблемах раннего детства, то с вычеркиванием детского сада из историко-педагогических монографий и учебных пособий уходят и женщины-воспитательницы, а там, где детский сад остается, остается место лишь для Песталоцци и Фребеля. В-четвертых, женщины по преимуществу не рассматриваются способными достигать таких вершин образования, которые бы повлекли их упоминание в истории. Они – не участники развития образования в человеческом обществе. В-пятых, женщины никогда не выступают мыслителями и лидерами, они не могут ими быть, как вытекает из историко-педагогических трудов, они лишь следуют в проложенном для них фарватере. Но что обеспечивает специфику их обучения и воспитания в ту или иную эпоху и как она достигается? На этот вопрос ответа нет. Независимо от того, следует ли переходить на новую парадигму, учитывающую способность женщин вносить значительный вклад в историю образования, или нет, учитывать проблему дифференциации полов в истории педагогики необходимо
10. Призрак ближайшего прошлого. Считается, что для того, чтобы познать исторический процесс и построить концепцию его развития, возможно – и необходимо прежде всего остального – обратиться лишь к ближайшему прошлому . Античность и Средние Века ничего не могут добавить к пониманию «вечных вопросов воспитания». Следствие такого подхода – потеря понимания глубинных цивилизационных и стадиальных тенденций, фундаментальных традиций педагогических культур, их архетипов.
11. Призрак современности. Вся история образования значима, по представлениям как ее исследователей, так и заказчиков-потребителей, только с точки зрения современности, ибо в науках об образовании важно и существенно лишь текущее. Из этого, не столь уж неправильного положения, делаются практические выводы, которые при отсутствии качественных исследовательских методик приводят к неправильным умозаключениям, вызывающим утрату исследованием историчности. В истории педагогики пропадает история, она включается внутрь теории.