Концептуализация и моделирование в истории педагогики
В каждой разновидности и варианте истории образования исследователь имеет свой индикатор исторических изменений, выбирает свое основание перехода педагогической системы из одного состояния в другое, ибо в ее историческом движении он наблюдает различной природы векторы и критерии ее развития. Различие оснований порождает различие историях педагогики
Каждый из многочисленных вариантов истории образования по-своему связан с иными общественно-историческими феноменами в человеческом обществе и его истории. Таким образом, у каждой из суб дисциплин в истории образования своя конфигурация внешних связей. Они не только междисциплинарны, но и эпохально-региональны.
Один и тот же историко-педагогический феномен может быть сейчас рассмотрен с самых разных сторон – как с персональной, так и с глобальной, как с биографической, так и с социологической, как с историко-научной, так и с этнографической, и т д. 60-90-е годы характерны широкой палитрой подходов, хотя удельный вес того или иного подхода все время испытывает определенные колебания. Науки об образовании проходят дальнейшую дифференциацию, образуется комплекс отдельных историко-педагогических дисциплин. На их границах со смежными науками – путем «взаиморасширения» друг в друга – возникают поддисциплины типа истории женского образования, истории образования в различных по своей природе общественных группах, или истории распространения грамотности. Отделяющиеся сферы вырабатывают собственную терминологию для своих историко-педагогических исследований, например, «алфавитизация», «schooling» и др. Гносеологическая карта историка педагогики становится чрезвычайно сложной, на ней громоздится множество континентов со своими особенностями климата и дорожных путей, требующих каждый соответствующей экипировки. Наряду с применением потенциала политологии и психологии используются инструменты антропологии и психоистории; наряду с экономическими подходами применяется географический; изучение профессиональных и статусных групп сопрягается с исследованиями межнациональных проблем в истории образования; социология соседствует с культурологией, когда история образования выступает как развитие культуры, а движение культуры как история образования;