Концептуализация и моделирование в истории педагогики
С этим призраком равно как и с призраком теории связана недооценка нелинейности в объекте педагогики и его развитии. Как нам представляется, нелинейность в педагогике как части истории несколько выше, чем в истории в целом. Этот эффект определяется человеком как одним из наиболее явно нелинейных явлений. История педагогики более нелинейна, чем история, и менее нелинейна, чем педагогика. Парадигма нелинейности связана с представлением:
- о спонтанном характере перехода к новым динамическим структурам в личности;
- о самодействии и самоорганизации неравновесных процессов в воспитательной сфере человечества и в антропосфере вообще. Нелинейность свойственна самодействующим и самоорганизующимся явлениям и системам. Нелинейность встречается во многих сферах, её признаки могут быть общи и для гуманитарных и для естественных наук и их объектов. Воспользуемся поэтому для наглядности описанием нелинейности, выработанным естествоведом, но имеющим более широкую применимость. «Характерными признаками нелинейности являются чувствительность системы к малым внутренним флуктуациям, зависимость процессов от факторов, детерминированных самими процессами, самодействие посредством механизма обратных связей, циклическая причинность , существование спектра устойчивых самосогласованных динамических режимов ». Таким образом, течение историко-педагогического времени, равно как и его направление, определяется самим процессом, а не способом его описания. Способ описания подстраивается под процесс. В каждый кризисный исторический момент и ученик, и педагогика в целом выбирают одну из множества возможных траекторий движения. Осуществляется вероятностная природа воспитания и научения на фоне поиска системой потерянной устойчивости в пространстве «собственных», «внутренних» состояний. Нарушение баланса – необходимое условие истории образовательных систем. Именно это спонтанно-вероятное нарушение не может быть вытеснено из поля зрения историка педагогики, имеющего дело не только с регулярным, но и с вероятностным и нелинейным.
6. Призрак учителя-демиурга.