Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Главенство школы на протяжении последних двух столетий определило и мировоззрение историков педагогики, а среди их подходов к материалу – школьно-институциональный. История образования всех эпох рассматривается прежде всего как история введения, организации и реорганизации школ, отвечающих требованиям соответствующих обществ, т.е. история школьного дела, необходимая для понимания трудностей и возможностей трансформации школ в свете нужд сегодняшнего дня. Идея о том, что нужно изучать все факторы социализации как равноправные, независимо и полно, рассматривать все применяемые обществом и его группами формы взаимодействия с подрастающим поколением, остается подчас чисто декларативной.
2 Призрак единства и одномерности педагогического пространства. Работающему с той или иной эпохой представляется, что продуцируемые ею тексты локального и конкретного характера можно относись ко всей эпохе , а не подчас лишь к той или иной группе лиц, которая их породила .
3. Призрак теории. Движение всей истории образования рассматривается исследователями нередко как зависимое от развития и воплощения в ней педагогической теории, как теоретическая последовательность. Отходя от этого призрака, легко впасть в другой грех – регистрационной фактографичности. Историк педагогики, конечно, концептуализует исторический процесс, строит его теорию, но это не та теория, которая порождает призрак.
4. Призрак автономности педагогического, процесса в истории. Считается, что изучение историко-педагогического процесса самого по себе настолько объемная задача, что прослеживанием его зависимости от окружения можно пренебречь. В таком случае теряется перспектива возникновения и роста педагогических систем, часто более связанных именно с окружением, чем собственно с осознаваемой педагогической научно-теоретической традицией. Ведь известно, что теория определяется не менее практикой, чем научной традицией, а практика –социальными, политическими, культурными и прочими внешними для собственно образования условиями.
5 Призрак однозначной организованности педагогического процесса в тот или иной момент истории. Как и в самой педагогике, развитие и историческое бытие педагогического процесса рассматривается авторами многих работ в виде целенаправленной стройной сообразности. Не учитывается возможная вариативность образовательного процесса из-за вероятностного характера поведения участвующих в нем лиц, невозможности строгого учета их поведенческих, эмоциональных и прочих реакций. Регулярность, регулятивность, одна и та же реакция на то или иное «нажатие кнопки» – вот идеализированное представление об историко-педагогическом и просто педагогическом процессе у павших жертвами этого призрака.