Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Основные:
1. Всепоглощающее внимание к мыслителям и авторам различных текстов. Критиковалась «биографико-интеллектуальная» манера их изучения , – изучения, осуществлявшегося часто при минимуме внимания к социальной среде, в которой писали герои исследований. Главное же, по мнению критиков, состояло в том, что такой подход не в состоянии определить и понять пропасть между благородными и возвышенными идеальными схемами и действительными образовательными реалиями их дней.
2. Слишком большой буквальный интерес к законодательству в области образования, к проводящим его в жизнь личностям, нежели к важным вопросам, вытекающим из него и связанным с ним, – согласованности актов, их адекватности или их идеологическим оттенкам.
3. Слишком большое внимание изучению институтов формального образования. Оно отвлекает от других сфер, таких, как неформальное образование, достигаемое через деятельность таких образовательных «агентов», как семья, публичная библиотека, детская литература, молодежные организации и т.п. Кроме того, большинство работ пишется об элитных или чем-либо иным выдающихся учреждениях, многие – хвалебны и некритичны.
Дополнительные претензии:
4. Идущая от прагматическо-ориентированной социальной истории, в которую часто ассоциирована история педагогики, описательность и фактографичность исследований – более, чем аналитичность. Дисциплина теряет в степени детальной разработки внутренних механизмов изучаемых процессов, теряет силу стимула для педагога-потребителя и перестает быть образом его духовной перспективы. Перенасыщенные деталями традиционные работы имеют тенденцию не учитывать более широкие социальные влияния на изучаемый процесс
5. Рассмотрение образования как замкнутого мира, функционирующего вне общества. Авторы редко признают экономические, политические и идеологические воздействующие извне факторы. Сужается, таким образом, и сама историческая перспектива – вплоть до стремления приписать то или иное историческое изменение в образовании исключительно эндогенным, а не экзогенным факторам.