Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Изучение, знание и учет их историками детства, историками педагогики и образования в целом представляет собой важный элемент познания, интерпретации фактов и их историко-педагогической концептуализации.
Мы остановились всего лишь на некоторых затруднениях в познании материала при подходе историка образования к истории детства, к истории воспроизводительной и воспитательной системы «родители – дети». Их, конечно, гораздо больше. Занимающиеся данной проблематикой ученые нередко разрешение трудностей «детского подхода» видят в необходимости построения моделей отношения к детям. С помощью таких моделей как инструментов познания можно проводить структурирование и организацию историко-педагогических материалов. Детство формулируется как социальная категория в отличие от «младенчества» как биосоциальной категории. Ф Мартинсон отмечает, что если «младенца» выделяют и выделяли все общества и цивилизации, причем достаточно одинаково – как неспособное несамостоятельное существо, требующее ухода и вскармливания, – то «ребенка», т.е. период «детства», далеко не все и неодинаково . В своем исследовании «Воспитание в Норвегии: 800-1990» он конструирует 5 моделей детства, существующих в исторической преемственности или параллельности:
- дети как частная собственность;
- дети как участники социально-экономической жизни;
- дети как зло;
- дети становящиеся взрослые, общественный капитал;
- дети как полноправные граждане, не только готовящиеся жить, но и живущие.
Таких моделей может быть больше или меньше, они могут переформулировываться и наполняться иным историческим содержанием, однако сама плодотворность данного подхода построения «модели ребенка» в обществе и теории , как гносеологического инструмента в концептуализации историко-педагогического материала, несомненна.