Концептуализация и моделирование в истории педагогики
В статье будут затронуты наиболее важные аспекты историко-педагогической гносеологии, связанные с первым этапом – определением внешних условий ее существования, детерминирующих подчас саму ее форму, облик, а впоследствии характеристики и особенности результатов работы ученых в данной области. Среди этих аспектов мы выделяем: 1. Входящие во внешнюю исследователю сферу различные неадекватные историческому исследованию посылки , искажающие процесс историко-педагогического познания в целом. Актуальность их рассмотрения связана с наличием в нем нарушений рациональных формально-логических правил, не позволяющих создавать концепции с высокой степенью истинности и онтологичности. Нарушения процедур влекут за собой искажение взглядов на сущность тех или иных эпох или сторон педагогического процесса. 2. Междисциплинарные связи истории педагогики и зависимость от них как современного развития палитры используемых ею исследовательских методов , так и ее внутренней дифференциации на субдисциплины. 3. Связь концептуального построения с позицией и установками групп исследователей внутри научных сообществ. 4. Связь концептуального построения с позицией индивидуального ученого по отношению к предмету исследования и адресности работы. Это, конечно, далеко не полный перечень всех проблем даже первого блока, но мы останавливаемся на них как на самых начальных в структуре данной темы.
В греческой мифологии существовала фигура великого мудреца и царя Египта Протея, который помимо прославившего его дара предсказания умел принимать любой визуальный облик, чем постоянно с выгодой пользовался. Таково и человеческое знание действительности – в каждый конкретный момент оно принимает необходимую для этого момента форму. Обусловливающее такой «протеизм» различие целей, задач и требуемых результатов познавательного процесса сказывается прежде всего на гносеологических механизмах познания и ими же до известной степени определяется. Неведомое всегда изучается для чего-то, и познаваемое строится уже с этим учетом. Построение конкретно определенного здания напрямую зависит как от изначально выбранного подхода, так и от понимания предмета исследования, как от выбора соответствующего ему метода, так и от ориентации на аудиторию, как от понимания структуры и направленности междисциплинарных связей, так и от личностной позиции по отношению к материалу. Мировая историко-педагогическая наука дает большое количество разнообразных тем и предметных областей исследований, самые распространенные внутри самой истории образования выглядят следующим образом .