Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Внутри каждой цивилизации, внутри каждой эпохи возможно построить исторически неповторимую реконструкцию историко-образовательного процесса на основе прояснения особенностей конфигурации в этих обществах вечных оснований педагогического процесса, его форм, механизмов, содержания, элементов и стадий. Каждое из этих оснований может стать предметом отдельной отрасли историко-педагогического знания, изучаемым особым комплексом историко-педагогических и общегуманитарных методов, способов и приемов.
Частные научные парадигмы обычно выступают в виде системы подходов к конкретной истории педагогики, их смены и взаимодействия. Иные подходы не уничтожаются, их продолжают разрабатывать, но доминанта переходит время от времени к тому или иному новому или забытому старому подходу. История педагогики как история идей сменяется культурологическим взглядом, тот социологическим, а этот психалогоантропологическим, историко-научным и т.д. и т.п. Палитра подходов значительно усложняется тем, что многие из них – междисциплинарны и, следовательно, сохраняют связи и понятийный аппарат смежных наук. Среди таких подходов историко-антропологический, историко-поведенческий и мн. др.
5. История научных подходов к построению историко-педагогических концепций и современное состояние системы подходов в истории образования
История и кризис научной традиции в истории педагогики.
В истории педагогики как самостоятельной сферы научного знания, как особой дисциплины и научной специализации можно проследить четыре крупных периода творчества ее деятелей:
- с конца XVII в. первую половину XIX: время «основателей»
- с середины XIX в. до начала XX.в.: время «предшественников, предтеч» рождения науки,
- с начала XX.в. до конца 50-х гг.: «классики», или «старая история образования», «героический век» истории образования как научной дисциплины,
- с 60-х гг и по сегодняшний день: время «ревизионистов», или «новая история образования» .