Концептуализация и моделирование в истории педагогики
С другой стороны, комплексная тема в образе какой-либо проблемы «пронизывает» все относящиеся к ней дисциплины, прежде всего исторические. Например, так произошло с уже упомянутой историей детства. «Растущий обучающийся человек» как проблема затрагивает широкие сферы гуманитарных наук.
История педагогики междисциплинарна по определению. Ее связи с другими областями человеческого существования определяют до известной степени облик обоих партнеров. В зависимости от основного «партнера» история педагогики приобретает тот или иной характер и абрис , и наоборот. Так, например, можно выделить среди наиболее существенных взаимосвязей следующие:
• ребенок – образование – политика
• ребенок –образование –социология
• ребенок – образование –философия
• ребенок –образование –культура
• ребенок – образование –религия
• ребенок – образование – наука
• и т.д.
Очень многое, подчас вся структура и план исследования, зависит от дефиниций и соотношения указанных понятий, т.е. от характера встречи различных наук. Рассмотрим, например, следующие возможные соотношения понятий «образование» и «культура». Каждое из этих обозначенных ниже соотношений нашло и находит свое воплощение в различных трудах по истории образования. Иначе говоря, концептуальность истории педагогики зависит, в частности, от дефиниций и соотношений понятий образование и культура.