Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Вышеперечисленные соображения наводят на мысль о «конвергенциональной» ценности обоих подходов – как западного, имеющего в своем распоряжении в более «чистом» и подробном виде результаты герменевтических, социо и культурантропологических и многих других разработок смежных наук; – так и отечественного, где исследователь в поте лица вынужден сам формировать свою собственную методологическую культуру, преодолевая барьеры недообразованности как себя, так и всего общества.
2. Понятие концептуализации. Этапы анализа создания концепций.
Концептуализация историко-педагогического знания – один из основных гносеологических процессов как в работе профессиональных историков педагогики, так и в широких кругах педагогов – теоретиков и практиков. Работа любого исследователя, – как автора оригинальной новой концепции, так и следующего уже разработанной другими, характеризуется рядом общих моментов, связанных с познанием им прошлых эпох в свете имеющихся научных традиций . Каждый исследователь определяет и разрабатывает свое понимание той или иной эпохи, проблемы и т д. Он использует при этом комбинацию старых и новых подходов, каждый из которых по-своему детерминирует видение; материала и использование исследовательских методов и процедур. С помощью этих инструментов он переводит «реальность» прошлого из состояния непознанного в познаваемое и познанное. Такой процесс мы будем называть в данной работе концептуализацией, применяя более широкий смысл этого слова, нежели построение концепции. Таким образом, под концептуализацией нами понимается процесс перевода непознанного в познанное с помощью определенных исследовательских подходов. От протекания данного процесса в конечном итоге зависит концептуальное видение историко-педагогического процесса историком педагогики, построение или приверженность его той или иной концепции.
Эпистемологический анализ построения концепций сознанием исследователя, как мне представляется, должен включить в себя три крупных этапа, или блока; а) социальную, ментальную и научную среду формирования в умах ученых тех или иных концепций; б) понимание исследователями природы историко-педагогического знания, сущности н природы историко-педагогической теорий и концепций; в) исследование источников познания для историка педагогики, и процесса его «прохождения» от материала к концепции и обратно.