Концептуализация и моделирование в истории педагогики

В зависимости от запросов и, даже более того, от сложившегося в сознании автора «образа» аудитории формируются и историки педагогики: «наставники учителей», «юристы-администраторы» и т д. вплоть до «историков-участников», описывающих близкую им историю, в которой они, может быть, и сами принимали участие и которая близка к автобиографии. Каждый из этих авторов пишет свою историю педагогики. Так, «наставники учителей», реально или идеально включенные в подготовку будущих педагогов, подбирают свидетельства, прославляющие тот «школьный» процесс обучения, в котором последствии будут участвовать их студенты; возводят на пьедестал роль и значение учителей как передатчиков культуры; концентрируются на континуитете образовательной традиции, на непрерывности национального прогресса в образовании. Из историков педагогики они часто наиболее консервативны, ибо для них само изучение «образцов» прошлого – гарантия от радикальных изменений педагогической парадигмы в настоящем.

Для историка педагогики и выстраиваемой им концепции весьма важна и степень «самооправдательной рефлексии», когда – часто неосознанно – защищается и пропагандируется та педагогическая парадигма, в которой он сформировался и которую продолжает отстаивать иногда и вопреки направленности аудитории, возводя ее часто к нетленной памяти о собственном учителе-наставнике в науке.

Иной вариант «наставника учителей» мы наблюдаем тогда, когда им начинают собираться располагаемые в хронологическом порядке материалы-очерки по великим педагогам прошлого, каждый из которых внес нечто «в то сокровище, которое мы находим уже аккумулированным» . Студент «прибывает» в эту дисциплину, как в сокровищницу. Используя биографический подход, «наставники учителей» нередко обращаются лишь к одному, выбранному ими по тем или иным причинам, педагогу прошлого; и именно его педагогическое творчество и его жизнь, выведенные из нее педагогические принципы выступают как та педагогика и история педагогики, которая сообщается затаившим дыхание студентам. Вся история педагогики превращается в план-схему движения утвержденных тем или иным педагогическим гением идеалов.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  Следующая > В конец >>