Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Призрак современности «работает» в двух направлениях.
11.1. В прошлое направляется луч исследования с точки зрения современных проблем. Результат – то, что называется проблемноориен-тированной историей педагогики. Ищется систематизация над временных и универсальных образовательных принципов и правил. Предполагается, что неизменное и вечное проживает исторически развертывающиеся формы, подчиненные той или иной конечной цели исторического развития, определяемой господствующей философско-педагогической теорией. Современная теория лишается т.о., диалога с теориями иных времен, которые в такой ситуации не могут внести свой вклад в переформулирование и прояснение природы современных педагогических проблем, в прояснение новых аспектов старых проблем, идей, предписаний, образов действий, институтов и др., послужить к совершенствованию современного теоретико-педагогического сознания.
11.2. Другое воплощение того же призрака – осовременивание прошлого и его памятников, рассматривание их «в рамках современной научной культуры» . От каждого педагога прошлого берется лишь то, что созвучно современной эпохе, автору или тем, кому адресовано исследование. Такая ситуация возникает даже в самых лучших вариантах исследовательских работ, когда ученый – профессиональный историк, работающий по оригинальным текстам.
12. Призрак современности соединяется в истории педагогики с призраком прогресса в педагогической действительности, призраком прогрессивного развития вечных начал и все большего развития человека, все большего проникновения общества в суть педагогических явлений, поступательно-линейного наращивания педагогического наследия в рамках непрерывной и всемирной педагогической традиции. Любое историко-педагогическое движение на самом деле есть обоюдный процесс потерь и находок, прерывности и непрерывности