Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Весьма непрост вопрос о выборе а) великих или б) типических педагогов. Изучение исключительно великих людей не дает знанию рационального размещения по исторической плоскости. Изучение типичного не вносит личностных ориентиров и образцов, показывая закономерности и классификации. Как и везде, истина – посредине. В корифеи выбираются по наличию теоретически-нового взгляда на образовательный процесс, эффективного и продолжительного вклада в педагогику, причем не только практического, но и через оригинальную философию воспитания, – и также по состоявшемуся или предполагаемому воздействию наследия выбранного мыслителя-практика на образовательную реальность. По сути дела, вся история педагогики – это во многом комплекс из историй обучения и историй педагогического идеализма, из исторических биографий и взглядов на образование.
Таким образам, в данном подходе соединяется историческая биография и история педагогической мысли. В педагогической парадигме контуры персональности, вплоть до страхов, иллюзий, предпочтений, новых идей и т.д., рассматриваются в широком контексте «групповой биографии», на фоне и во взаимодействии с которой прослеживается персональная.
В последнее время успехи гуманитарных наук подвели историю педагогики к возможности разработки и ряда иных подходов. Например, использование методики исторической психологии позволяет моделировать и строить «контекст мысли» широкого педагогического сознания общества, на фоне и во взаимодействии с которым творили все педагоги прошлого . К решению данной проблемы было бы интересно привлечь разработанные этнометодологией и понимающей социологией подходы по реконструкции социальной ментальности, социальной картины мира и системы его восприятий, в соответствии с которой то или иное сообщество строит свои поведенческие и мыслительные стратегии. Построение педагогики той или иной эпохи или цивилизации необходимо требует реконструкции «педагогической вселенной» живших в то время людей, как профессиональных педагогов, так и непрофессиональных педагогов, т.е. обычных людей, мужчин и женщин, родителей и детей.
6. Концептуализация и междисциплинарные связи в истории педагогики.
Как мы уже сказали, изменения в подходах связаны не только с изменением представлений о предмете истории образования, с открытием новых видов источников и т.п., но и – одновременно – с «импульсами», идущими из сферы междисциплинарного взаимодействия истории педагогики с другими «науками о человеке и его духе».