Концептуализация и моделирование в истории педагогики
6 «Презентизм» истории педагогики, превращение истории педагогики в оружие против теорий и соперников, живых и мертвых, в оправдание собственных деяний и идей. «Презентизм» есть «проекция на прошлое текущих вопросов» , «процесс реконструкции прошлого с точки зрения поддержания или объяснения/оправдания определенных теорий или действий» . Имеют значение в прошлом лишь те понятия и моменты, которые вписываются в узконаправленное определение «истории педагогики», устраивающее сторонников некоей современной концепции или группового интереса.
«Ревизионисты» «старой истории» стараются обратить внимание на оборотную сторону научного отбора в истории педагогики, обосновывают интерес к «молчанию истории», к тому, что историки обычно опускают, не замечают, отвергают. А с середины 70-х гг. вызывают критическую реакцию как неомарксистская классово ориентированная наука, так и склонность историков образования к концептуальному аппарату и квантитативным методологиям социальных наук. Первая, по мысли ее критиков, разрабатывает принцип однобоко направленного развития в истории, противоположный идее о непрерывном прогрессе в истории общественного образования в целом, выгодном всем слоям общества использованием достижений прошлого. Вторая дает часто весьма неровные результаты с точки зрения глобальности исторической реконструкции, ее временной глубины.
Надо заметить, что соотношение «старых» и «новых» направлений в истории педагогики – это не только и не столько временное, но и сущностное отношение. Обе научные традиции существуют ныне одновременно, и достижения «классического подхода» никто не отвергает вместе с его недостатками.
Современное состояние проблемы подходов к концептуализации историко-педагогического знания.
Поскольку образование есть проникающий во многие сферы общества институт , то, условно говоря, современные подходы к истории образования можно подразделять в соответствии с главным объектом внимания исследователей .