Концептуализация и моделирование в истории педагогики
В построении историко-педагогических концепций применяются подходы), формулирующиеся как под воздействием доминирующих в тот или иной ограниченный период времени научных парадигм, так и под воздействием более постоянных метатеоретических «философских» парадигм. Среди последних можно встретить как общемировоззренческое-ментальные, так и интеллектуальные. Если в качестве общемировоззренческих могут выступать, например, архетипические традиционные отношения современных культур к детям, воспитанию, личности и т.д., то среди вторых мы встретим такие философские базовые основания для обеспечения реконструкции историко-педагогического процесса, как гегелевская диалектика прогрессивного раскрытия в исторических формах над временных и универсальных принципов и правил; герменевтика с ее постулатом понимания как свершения; позитивизм, провозглашающий объективизм фактов и реконструкцию истории через их линейно-пространственное описание; томизм, вводящий идею религиозной направленности воспитания человека и человеческого рода; взаимодействия их с Абсолютом как руководящим принципом. Сюда же относится и хорошо знакомая нам формационная теория, распределяющая весь известный историко-педагогический материал по пяти стадиям последовательного движения от необходимости к свободе. В эту же группу философского инструментария истории образования можно поместить и цивилизационный подход как основание осмысления и распределения материала по крупным регионально-временным образованиям, имеющим лишь внутри себя непрерывную линию педагогических традиций, чье взаимодействие друг с другом имеет вторичный и неопределяющий, часто даже малосущественный характер. Особая эффективность цивилизационного подхода в истории педагогики достигается четким выделением в нем предмета истории педагогики, в свете которого и должны интерпретироваться особым образом все факты, явления и феномены педагогических традиций. Этот предмет, универсальный для всего вида Homo sapiens, есть педагогический процесс, ибо во все времена мы можем наблюдать наличие составляющих его: – элементов , – форм и механизмов его функционирования, – определенных стадий его осуществления, – соотношения идеального содержания и реальных результатов, и т.д. Педагогический процесс наряду с самим человеком выступает наиболее общим основанием истории педагогики, где различные эпохи и цивилизации показывают различные грани этого удивительно многогранного процесса воспитания, обучения; образования.