Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Здесь силен и пока еще не вполне использован гносеолого-методологический потенциал классического периода развития гуманитарных наук между двумя войнами. Ученые иных наук, сталкивающиеся с историко-педагогическими сюжетами в своей работе, включая их в свои концепции и реконструкции деятельности человека прошлого, не выделяют особо историю педагогики. Она рассматривается вместе с проблемами производства, распределения и сохранения знания, истории письменности и словесности, проблемами конституирования и сохранения культуры того или иного народа К педагогическим учреждениям эти ученые подходят также, как и к другим групповым объединениям людей, к педагогическим идеям – как к части философской антропологии или этики, к образованию – как к инфраструктуре науки и т.д. Такая ситуация создает благоприятные возможности диалога между коллегами, наблюдающими одно и то же явление, но с разных сторон. Гораздо хуже в том случае, если тематика производства и воспроизводства человека как биосоциальной сущности вообще выпадает из релевантного – для историков, культурологов, философов, социологов, этнографов и т.д – набора тем и вопросов, когда она выступает как не заслуживающая внимания или – довольно часто – вообще как не существующая для серьезной научной работы, или рассматривается без осознания ее качественной специфики.
Однако, все же веяние времени в гуманитарных науках – «комбинаторный» предмет, «комплексная» по числу «задействованных» научных сфер идея. Подобный комбинаторный предмет исследования, к примеру, – детство и – если взять уже – например, история классификаций и представлений в различных культурах и эпохах о человеческих возрастах, их движении, наполненности, последовательности и причинах смены. На данном исследовательском поле совместно и – главное – едино, взаимозависимо – работают представители разных наук: историки различных направлений, филологи, лингвисты и мн. др. Комплексные темы отличаются от обычных междисциплинарных связей тем, что их предмет не может быть изучен иначе кроме как путем совместно-комплексного исследования, когда результаты не только конечных, но и промежуточных этапов работы каждого ученого взаимоучитываются и взаимоиспольэуются.