Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Сейчас трудно сказать, подчиняется ли и входит ли целикам история детства в историю педагогики, или наоборот. Но несмотря на это, факт остается фактом – уже выделилась и развивается отдельная самостоятельная дисциплина, крепко связанная с историей образования Отметим некоторые специфические методологические трудности, свои для каждого исторического периода, которые стоят перед исследователями – историками детства и педагогики. Например, в обществах с невыделенным статусом ребенка дети, как не заслуживающие упоминания, редко и неотдифференцированно появляются в источниках , ранние этапы их жизни скрыты от нас. Для перенесения фрагментарных данных о конкретных детях на всю территорию, временной период или социальную группу и гипотетического достраивания на их основе общей исторической картины применяются тщательно выверенные процедуры. История детства, используя методику теории ментальностей , показала, что историю воспитания невозможно изучать лишь на основе только письменных свидетельств. Многое дает привлечение вещественных и изобразительных материалов. В последних необходим учет законов жанра, учет того, например, что в виде младенцев и детей постарше, в виде «малых мира сего» изображаются подчас слуги, рабы, жены, души, ангелы, демоны, божества, люди приниженного статуса и т.п. существа. «Детство», «младенчество», «отрочество» выступает определенным знаком той или иной социокультурной идеи .
В процессе концептуализации материала историку образования не следует забывать, что в разных культурах существовали и существуют свои «стандарты детства», и описания детских лет выдающихся персонажей весьма часто соответствуют не фактам их реальной биографии, а образцам «идеального детства», каким оно видится создателям подобных биографий. Наиболее яркие примеры такой ситуации – описания «героического детства» эпических персонажей в архаических традиционных культурах и описания «идеально чудных младенцев» в житиях средневековых святых. Каждая эпоха, каждая цивилизация или культурный регион вплоть до современности вырабатывают свою классификацию и иерархию возрастных стандартов.