Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Концепции типологии образования неразрывно и тесно увязываются с парадигмальными ценностями, с объемом и способом присвоения личностью в процессе ее жизни духовно-ментального наследия культурной эпохи. Парадигма имеет инструментальные возможности не только в исследовании истории жизни сообщества и, следовательно, вовлечения туда индивидов, но и личной жизни последних, значимости этой жизни для всего сообщества.
Сторонники данного направления считают, что применение куновской парадигмы облегчает как исследование, так и презентацию историко-биографических материалов, вводит органическую интерпретацию фактов с помощью «парадигмы героя » . На первый план выдвигается верный выбор парадигмы и процедура соотнесения с ней наблюдаемых фактов. Значимость историко-парадигмального подхода – в установлении с его помощью теоретико-ментального портрета того сообщества , которому принадлежит герой биографии. Такое исследование подготавливает почву для проникновения в сами социальные механизмы зарождения и функционирования парадигм в сфере образования. Совершенствование современных образовательных систем возможно лишь с учетом знания данных механизмов.
Образовательная биография выделяет из себя специальное направление «биографий учителей». Если применительно к любому педагогическому сообществу понимать парадигму как разделяемый всеми членами данного сообщества комплекс убеждений , ценностей, образовательных техник и т.д., то особое внимание уделяется тем индивидуальным членам научного сообщества, чья роль в установлении структуры парадигмы ведущая. В этой специальной сфере интеллектуально-практических биографий педагогов прошлого выдвижение, обоснование и апробация ими педагогических теорий выступает как решение серьезных интеллектуальных и практических проблем действительности. Исследование выдвинутой педагогом теории, также как и парадигмы, к которой он принадлежит, окружающей среды и исторической традиции, – преодолевает оторванность и некоторую «неисторичность» биографического подхода, склонность авторов биографии замыкаться лишь со своим персонажем, воспринимая его как своего современника. Парадигмальные идеи предоставляют возможность сфокусировать внимание на структуре взглядов и основных тезисах изучаемого мыслителя.