Концептуализация и моделирование в истории педагогики
В трудах историков педагогики он выступает не только наиважнейшей, но и практически почти единственной творящей и определяющей педагогический процесс и его результаты силой. Молчаливо допускается, что все остальные воздействующие на ученика факторы за малозначимостью по сравнению с учителем можно опустить
7. Призрак государственно-правовой доминанты. Этот призрак продолжает существовать; и несмотря на то, что история государственной политики в области образования постепенно выделяется в отдельную дисциплину, он оказывает сильное воздействие на общие труды, причем чем ближе изложение в них подходит к современности, по мере движения от прошлого к настоящему, все большее место в исследовании и изложении начинает занимать политика в образовании , оттесняя культурологические, цивилизационные, дидактико-методические и прочие точки зрения на доминанту в эволюции и совершенствовании образования.
8. Призрак национальной традиции мешает увидеть историю образования в мировой перспективе. Он приводит к неадекватным оценкам силы, достоинств и степени самобытности собственной национальной педагогической традиции, к недостаткам в ее периодизации, к искажению тенденций ее развития и т.д. С его помощью легче представить историю как подтверждение сегодняшней теории и практики, принятой в данной стране, даже признать их легкое реформирование и т.п.
9 Призрак пола. Во все времена воспитание и обучение мальчиков и девочек имело существенные различия. Истории педагогики строятся же в основном с учетом системы мужского образования. Главенство мужского в истории педагогики приводит к тому, что взаимоотношения полов и воспитательная работа в этой сфере историей образования почти не рассматриваются, по крайней мере до самого последнего времени. Во-первых, предполагается меньшая важность девичьего образования по сравнению с образованием мальчиков, женского – по сравнению с мужским. Женские образовательные проблемы не рассматриваются отдельно и самоценно. При нейтральных описаниях редко подчеркивается различие в образовании мужского и женского полов, почти все дискуссии об образовании женщин авторы историко-педагогических трудов дают в перспективе мужской точки зрения .