Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Обычно исследование проистекает в виде той или иной комбинации предметов и методов исследования. Каждому предмету соответствуют свои методы. Их оптимальное сочетание и уравновешенное применение - залог успеха на том или ином этапе работы, в пределах того или иного подхода. По мнению профессора Мичиганского университета Р. Зайонца, «выбор объясняющего стиля есть всегда сделка между преимуществами и недостатками». Это с полным основанием можно отнести и к истории образования. Выдержанное соотношение личностного и группового, саморефлексии и парадигмальной традиции, знание спектра возможных подходов к истории образования и конфигурации плодотворных междисциплинарных связей, применение принципов творческого поиска в науке могут стать элементами того метатеоретического «фильтра», который будет способен рассеять «призраки» историко-педагогической науки. Рассмотрение его других элементов составит предмет дальнейших исследований.