Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Таким образом, мы видим, что не только сама схема концептуализации всемирного историко-педагогического процесса, но и гносеологический «луч» рассмотрения материала во многом определяется образом и идеалом той аудитории, на которую ориентируется историк педагогики.
В индивидуальном аспекте самый серьезный фактор заключается в определении исследователем своего местонахождения по отношению к материалу . Исследователь может находиться как внутри описывающей образование науки , так и вовне ее , смотря на нее со стороны. Находясь вне научно-педагогических проблем, он смотрит на историко-педагогический процесс с точки зрения преимущественно данных смежных наук: истории культуры, философии, социологии и т.д. Находясь внутри научно-педагогических проблем – с точки зрения истории теории . В первом случае перевес падает на историческое, во втором – на логическое. В первом случае изучаются условия произрастания того или иного древа той или иной педагогической традиции, его формы и пропорции, во втором - контуры ствола самого дерева.
Итак, подводя некоторые итоги данным заметкам, мы приходим к выводу о возможном необычайном разнообразии вариантов истории педагогики, истории образования, в значительной степени зависящем от разнообразия подходов к концептуализации историко-педагогического знания, от выбора и формулировки проблем, от целей и позиции ученого, от видения и понимания им предмета исследования, от представлений о его назначении и роли, от стоящего перед его глазами образа аудитории. Подходы могут различаться как по методу, так и по предмету исследования , как по стилю, так и по охвату материала и системе взаимодействия со смежными науками, причем внутри каждого критерия количество разных вариантов и уровней весьма значительно. В целом они могут дать комплексное объемное изображение прошлого.