Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Однако, несмотря на такое разнообразие, все историко-педагогические исследования имеют единые принципы познания, на них воздействуют общие факторы, в них встречаются общие подходы, для них характерны сходные трудности и даже специфические искажения реконструируемого прошлого в процессе его изучения. На некоторых из них мы и остановимся в данной статье.
3. Сложности историко-педагогического познания.
Приближенности процесса познания к историко-педагогической действительности мешает наличие перед глазами историка педагогики некоторых специфических «призраков» научного познания . В процессе разработки концептуальных подходов историка педагогики подстерегает ряд серьезных опасностей, способных исказить весь процесс познания и концептуализации, нарушить адекватность вырабатываемой им «картины мира» историко-педагогической реальности. Прежде всего представляется необходимым дать себе отчет в том, что перед мысленным взором историка педагогики могут встать некоторые затуманивающие взгляд общераспространенные в данной области знания околонаучные представления. Попробуем их охарактеризовать.
Гносеологические призраки в историко-педагогической науке-
1.Призрак школы. История педагогики и история образования в целом смотрят на реконструируемый ими процесс образования по преимуществу с точки зрения школы и того типа обучения, который принято называть «формальным». Любая сфера в истории педагогической практики и теории рассматривается по отношению к школе, все остальные педагогические явления определяются наиболее часто именно как «внешкольные», т.е. как «неформальное» образование.
Такой подход является отражением той перемены в структуре образовательных сфер, которая окончательно произошла в европейском обществе лишь в XIX в. Именно тогда традиционное общество с доминированием семейного воспитания и обучения сменилось индустриальным со школой во главе образовательной индустрии.