Концептуализация и моделирование в истории педагогики
В них, по контрасту с «привычным, родным» христианством, связь религии с образованием видна современному ученому яснее, более выпукло и очерченно. Религиозно-педагогическое наследие других, противостоящих христианству и взаимодействующих с ним вероисповеданий, их роль в формировании этнокультурной психологии и ментальности вызывает искренний интерес, порождаемый сильными современными кросс-культурными и межконфессиональными тенденциями взаимодействия людей в планетарном масштабе.
История педагогики одного и того же общества концептуализируется по-разному в зависимости от светских или конфессиональных взглядов самого историка. В отличие от строго традиционных мыслителей некоторые религиозные философы, строящие новую философию образования с учетом как религиозного наследия, так и современных религиозных течений, формулируют как необходимые новую роль, смысл, цель и т д. образования, опирающегося на поликонфессиональность и взаимодействие разных религиозных систем.
Следует отметить расширение связей между педагогикой и этнографией – как в теоретическом, так и в историческом аспектах. История воспитательных обычаев, их роли в жизни человека, равно как и история участия человека в них, обогащает историю педагогики, историю образования в целом. Последняя перестает видеть целенаправленное воздействие только лишь в действиях школьного учителя, а стихийную социализацию лишь вне формальных образовательных институтов. В таком сближении большую услугу может оказать многочисленная литература, посвященная этнологическим и социо-антропологическим проблемам производства, становления и воспроизводства новых поколений.
К педагогическим проблемам часто приводит исследователей и новый поворот какой-нибудь традиционной гуманитарной науки. Так, психологизация или, скажем, философско-мировоззренческая антропологизация культурологии, истории культуры выводят их, осознанно или неосознанно, на многие «историко-педагогические» и «сравнительно-историко-педагогические» темы.